Станица Магнитная история
1

  НА ГЛАВНУЮ

Станица Магнитная

История станицы и горы Магнитная

1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:

Катав-Ивановск

Верхний Катав

Двойниши (нежилой)

Машак (нежилой)

Верхняя Арша

Рудник (нежилой)

Тирлян

Шушпа

Катайка

Пути к Белорецку

Пункты ветки Белорецк - Тукан:

Белорецк

8-й километр

Кадыш

Серменево

Баскан (нежилой)

Инзер

Улу-Елга

Тукан

Зигаза

Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)

Белорецк

Абзаково

Смеловский

Магнитная




Станица Магнитная построена как казачье поселение столетия назад для обороны южных рубежей Российской империи. Станица Магнитная была в одном ряду с другими Яицкими крепостными сооружениями. Во времена основания станицы Магнитной Яиком именовалась нынешняя река Урал. После подавления восстания Емемельяна Пугачева реку Яик переименовали в реку Урал, а станицу Манитную восстановили и даже расширили.

Многие и многие годы казаки станицы Магнитная исправно несли службу, но с начала 19-го века в станице стали появляться весьма странные, по казацким меркам, люди. У них были ломы, койла, другой землеройный инструмент. Они за деньги нанимали помошников из местных.

Они что то искали на склонах огромной горы, находящейся за узким и извилистым руслом реки Урал. Когда станицу Магнитную скрывали вечерние сумерки, то эти люди жгли костры, откапывали бурые камни и поливали их какими то растворми из привезенных с собой сосудов.

С начала 19-го века в станицу Магнитная на склоны Магнитной горы зачастили рудоискатели. Конечно, сведения о том, что в Магнитной горе есть богатая руда были известны с глубокой древности, но то, что этой руды несметное количество, стало известно не сразу. Исследователи просто не могли поверить, что монолитный железорудный пласт не просто выходит на поверхность, но и возвышается на полкилометра над округой.

Для тогдашнего уровня развития металлургии запасы руды у станицы Магнитной казались бесконечными. Но уже тогда нашлись предприимчивые люди, которые превратили Магнитную гору в свою собственность. Как принято в бизнесе, за собственность — гору, постоянно шла борьба. У горы Магнитной менялись собственники: Мясниковы, Твердышевы, Пашковы... Кстати, Пашков дом — здание Лениенской библиотеки в Москве возле кремля, и построено оно на деньги с горы Магнитная. Понятно, что при этом гора Магнитная год от года дорожала.

И вот в окресностях станицы Магнитная начались первые промышленные горнорудные разработки. Основным и постоянным клиентом стал Белорецкий комплекс сталелитейных заводов. За короткое и часто дождливое уральское лето добытая руда копилась в специальных огромных кучах, а с приходом зимы руду грузили на сани и везли в Белорецк. Рудные обозы отправлялись из станицы Магнитная в многокилометровый путь каждую зиму, и с каждым годом руды вывозилось все больше и больше.

В 1912 году в Белорецк пришла узкоколейная железная дорога. Она соединила старинные Белорецкие заводы с Транссибом. Тогда же строились планы соединить Белорецкие заводы с рудной базой станицы Магнитная. Уже в 1913 году началось строительство узкоколейной ветки к горе Магнитная. И этот путь в сотню километров обеспечил бы Белорецкие заводы неиссякаемыми запасами руды. Подсчитано, что для тогдашних Белорецких заводов рудных запасов горы Магнитная хватило бы на десять тысяч (!) лет.

Но произошло то, что произошло. В 1914 году началась первая мировая война и строительство узкоколейки от Белорецка к станице Магнитная было остановлено. Как оказалось, остановлено насовсем. После революции и последовавшей за ней гражданской войны к власти пришли большевики, со своими планами на гору Магнитную. Они осуществили проект 1898 года по стрительству Урало — Кузнецкого металлургического завода, правда сам проект был доработан уже после революции. У подножья Магнитной горы был построен металлургический завод, пущенный в строй уже в 1930 году.

Несмотря на то, что история не терпит сослагательных наклонений, можно предположить, что бы было, если бы Белорецкая узкоколейка все таки бы дотянулась до станицы Манитная и Магнитной горы:

Во первых: Белорецкие заводы получили бы дополнительный импульс к развитию. В 1916 году в Белорецке планировалось строительство большой доменной печи, но по сложившимся обстоятельствам этот проект был реализован в... Магнитогорске при строительстве печи №1. Но ладно, если узкоколейка была бы построена, то в Белорецке после строительства первой большой печи, началось бы строительство второй на месте старых, которые сохранились по сей день. Пуск второй Белорецкой печи планировался в 1925 году. Когда строились эти планы (1913 год), никто и не думал, что в 1920 году перешедший под власть большевиков Белорецк будут штурмовать белоказаки, а на узкоколейке выстрелит первый узкоколейный бронепоезд.

Но будем считать, что этого выстрела не было бы. Тогда Белорецкий завод превратился бы в то, чем ныне является Магнитогорский. Вы скажете: руду пришлось бы далеко везти... Поверьте, какие то 80 километров для доставки руды, по сравнению с тысячами километров на доставку угля — величина пренебрежимая. Так в Белорецке на заводе узкоколейные пути протянулись к 1955 году на сотню километров, а в Магнитке железнодорожные пути (обычной колеи) растянулись и вовсе на тысячу с лишним. Так что комментарии излишни.

И так, к началу 30-х годов прошлого века Белорецкий завод превратился бы в крупнейший в стране металлургический комбинат с полным циклом производства. Все бы соответствовало даже большевистскому плану развития — отодвинуть от западных границ страны металлургические заводы, ведь то, что находилось на украине, было бы уничтожено в первые дни возможной войны. Так и случилось в 1941-м. На протяжении всей Великой отечественной войны именно Магнитка давала 90% броневой стали, а мог бы обеспечить те же результаты и Белорецк.

И дальше, к настоящему времени, Белорецк стал бы городом с населением в полмиллиона жителей. Катайка, Ломовка, ж/д вокзал стали бы частями города, так же Белорецк бы прирос обширными и до сих пор пустыми полями к югу от города. А что же Магнитогорск? Магнитогорск так и не стал бы Магнитогорском, а остался станицей (вернее поселком) Магнитный, в котором бы добывалась железная руда. Был бы поселок Магнитный частью Агаповского района, или стал бы районным центром, сейчас можно только гадать. Но очевидно, что если бы нитка Белорецкой узкоколейки дотянулась до горы Магнитной, на месте нынешнего Магнитогорска был бы пустырь и никакого города на обоих берегах реки Урал небыло бы вообще. К сожалению (или к счастью) история не терпит сослагательных наклонений, Магнитогорский завод и город Магнитогорск существуют до сих пор, собственно как и Белорецкий завод. Правда баланс сил в свое время мог бы измениться очень сильно.





Почта: u-z-d@ya.ru