1
|
|
|
Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:
Катав-Ивановск
Верхний Катав
Двойниши (нежилой)
Машак (нежилой)
Верхняя Арша
Рудник (нежилой)
Тирлян
Шушпа
Катайка
Пути к Белорецку
Пункты ветки Белорецк - Тукан:
Белорецк
8-й километр
Кадыш
Серменево
Баскан (нежилой)
Инзер
Улу-Елга
Тукан
Зигаза
Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)
Белорецк
Абзаково
Смеловский
Магнитная
|
|
Баскан, бывший поселок и бывшая станция узкоколейки. Во времена, когда узкоколейная железная дорога была единственной транспортной артерией в этой глуши, значение разъездов, подобных Баскану, трудно было переоценить. Через Баскан шел путь, связующий Туканские рудники со сталеплавильными печами Белорецка.
Баскан, небольшое поселение при узкоколейке, насчитывавшее в лучшие времена несколько дворов. Десятилетия вокруг Баскана была только вековая тайга, чья дикая жизнь лишь изредка нарушалась размеренным гулом узкоколейного паровоза — Кукушки.
В 70-х прошлого века всего в нескольких километрах южнее Баскана прошла железная дорога широкой колеи, связавшая Белорецк и Уфу. Однако, Баскан не удосужился даже полустанка на этой дороге, так что главной для него оставалась узкоколейка.
На десятилетие позже рядом с путями широкой колеи прошла автотрасса. До этого в Басканскую глушь заползали только лесовозы и вездеходы. Теперь короткая грунтовка соединила Баскан с внешним миром. Значение узкоколейки значительно уменьшила именно автомагистраль, тем более у Баскана была остановка междугороднего автобуса и стоянка.
Баскан интересен именно пересечением трех разных дорог. Благодаря особенностям рельефа все три дороги пересекаются возле Баскана в одном месте, причем все три на разных уровнях! Если приглядеться дорог не три, а даже четыре, каждая верхняя пересекает нижнюю мостом. И так, снизу в верх: железнодорожные пути Уфа — Белорецк, грунтовка с трассы до Баскана, выше узкоколейка в Тукан, и над всем этим переброшен мост автотрассы Белорецк — Инзер. Эта уникальная развязка дейстровалапочти три десятилетия. А дальше прекратились перевозки по узкоколейке, стал бесперспективным, а дальше и не жилым Баскан. После разобрали и узкоколейку, позже снесли и узкоколейный мост. Сейчас атомобильный мост проходит над железной дорогой нелепо высоко. Такая нелепица бывает, только когда от единого целого отсекли что то нужное и органично связанное. Впрочем, Басканская нелепица не единственное что осталось после того, как уничтожили Белорецкую узкоколейную железную дорогу.
|
|