1
|
|
|
Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:
Катав-Ивановск
Верхний Катав
Двойниши (нежилой)
Машак (нежилой)
Верхняя Арша
Рудник (нежилой)
Тирлян
Шушпа
Катайка
Пути к Белорецку
Пункты ветки Белорецк - Тукан:
Белорецк
8-й километр
Кадыш
Серменево
Баскан (нежилой)
Инзер
Улу-Елга
Тукан
Зигаза
Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)
Белорецк
Абзаково
Смеловский
Магнитная
|
|
Без съемок в Тирляне наш фильм про Белорецкую узкоколейку был бы далеко не полным, так что без Тирляна в нашем случае не обойтись. Тирлян был одной из ключевых станций Белорецкой узкоколейки, ведь в Тирляне было лококомотво-вагонное ремонтное депо, или сокращенно ТЛВРД. Со всей дороги сюда свозили сломавшийся или побитый подвижной состав и здесь доводили до ума. Тирлянских объектов, интересовавших нашу съемочною группу, было около десятка.
Во первых, это главная станционная постройка с табличкой «Тирлян», одноэтажное здание, которое с 1912 года стало одним главных мест во всем поселке. Мы застали здание в полуразрушенном и запущенном состоянии.
Другие постройки, имевшие косвенное отношение к узкоколейке, наоборот были отремонтированы и даже со следами недавней побелки.
Интерес для нас представлял главный, уже бывший путь, по которому прямо посреди поселка бежали поезда от Белорецка к Транссибу. Удивительное дело: узкоколейка, по которой за десятилетия прошли тысячи и тысячи поездов шла по неширокой деревенской улице. Но самое интересное, если идти по бывшим путям дальше в северном направлении. Здесь на пути дороги встала скала, но скальный массив прорезан на сотню метров, и в рукотворном ущелье был проложен железнодорожный путь.
Если пройти еще дальше, то из за скалы пути выходили на берег и тянулись вдоль Тирлянского пруда. На счет пруда существует ошибочное мнение, что это вода реки Белой. На самом деле Белая огибает Тирлян с востока, а Тирлянский пруд образован слиянием речек Тирлянка и Арша. Именно из за последней Тирлянский пруд был восстановлен после провыва дамбы в 1994 году, ведь в противном случае вода речки Арша напрямую попадала бы в Белую реку. Сейчас в резервуаре Тирлянского пруда вода сначала отстаивается, и только потом вливается в Белую.
Интересным объектом в Тирляне было и огромное ржавое колесо, полтора столетия служившее приводом прокатного стана. Мы застали колесо еще в первозданном виде, до того как до него добрались «декораторы» с кислотными красками. Именно в таком виде со следами ржавчины, это колесо диаметром почти десяток метров, производит сильное впечатление. Как притащили сюда эту махину еще в 19-м веке?
В нашем документальном фильме колесо так же присутствует. Но особую интригу в фильме создает не проржавевшая громадина колеса, а архивные съемки конца прошлого века, когда Тирлянское колесо стоит в разрушенном наводнением заводском цеху
читать дальше....
|
|