Катав Ивановск, это первая станция
Белорецкой
узкоколейной железной дороги. Именно отсюда через высочайшие хребты Южного урала потянулась тонкая Белорецкая нитка и именно здесь в первую шпалу новой узкоколейки был вбит первый костыль. В 1909 году владельцы
Белорецких
заводов выбрали именно Катав Ивановск ключевой станцией всей будущей узкоколейки.
Почему именно Катав Ивановск?
Все просто, именно здесь в самом начале 20-го века прошел Транссиб. Великая транссибирская магистраль не могла обойтись без маленьких, но очень важных станций, одной из которых и был затеряный в уральской тайге Катав Ивановск.
С точки зрения нанятых владельцами
Белорецких
заводов инженеров — строителей, Катав Ивановск можно было соединить с Белорецкими заводами с самыми минимальными затратами. Именно Катав Ивановская станция позволяла открыть доступ белорецкому железу к транспортной артерии Транссиба, пересекающей огромную империю с западных границ до портов тихого океана.
Но о
Белорецкой
узкоколейке можно подробно узнать здесь, но сейчас наше повествование именно о городе на берегу пруда, Катав Ивановске. Свою историю этот город начал на семь лет раньше, чем Белорецк, а именно в 1755 году (Белорецк в 1762 году). По прошествии веков города можно считать ровесниками. Основателями Катав Ивановска считаются купцы Твердышев и Мясников, которые в те времена основательно хозяйничали на Урале, в частности они же были собственниками горы
Магнитной,
и многих
других
месторождений и заводов.
Не трудно догадаться, что название поселения — Катав Ивановск, происходит от протекающей в этих местах речки Катав. Почему «Ивановск»? Все очень просто: и Твердышева, и Мясникова, звали Иванами, отсюда и пошло название поселения Катав Ивановск.
Именно здесь предприимчивые купцы организовали металлургическое производство, или как его тогда называли, «железоделательный завод». Через какое то время старинный завод поменял своих хозяев, однако на протяженни 19-го века оставался одним из самых передовых на Урале. Одновременно Катав Ивановск был центром Катавского горнозаводского округа, промышленным центром, вокруг которого образовывались новые поселения.
Но городом этот промышленный центр стал относительно недавно, в 1939 году. В войну в Катав Ивановск были эвакуированы несколько оборонных предприятий из западных регионов советского союза. Стоит сказать, что они остались в Катав Ивановске до сих пор.
С 1909 года, по начало 60-х годов прошлого века Катав Ивановск был связующим звеном между затерянными в тайге Белорецкими заводами и внешним миром. Сюда из Белорецка бежали маленькие поезда с Белорецким железом. В Катав Ивановске Белорецкое железо перегружали в вагоны широкой колеи и по транссибу Белорецкая сталь отправлялась не только по всему советскому союзу, но и в другие страны.
Но в начале 60-х годов в Белорецк из
Магнитогорска
пришла дорога широкой колеи, и готовое железо стали вывозить через
Магнитку.
Именно в это время в истории Катав Ивановска, Белорецка и Белорецкой узкоколейки начинаются несостыковки. С одной стороны широкая колея от Белорецка до
Магнитогорска
давала возможность удешевить вывоз Белорецкого железа, с другой стороны в это же время участок от Катав Ивановска до поселка Верхняя Арша был передан в ведение МПС. По тем временам передача ведомственной узкоколейки (бывший владелец — Министерство черной металлургии) к МПС могло означать только одно: дорогу перешьют на широкую колею. Но зачем? Почему имеено до Верхней Арши, а не до Белорецка? И здесь появляется тень самой большой горы Южного урала, а ныне сверхсекретной военной базы, спрятанной под многокилометровой толщей горы Ямантау.
Но из Катав Ивановска все выглядело намного проще: узкоколейка от Катав Ивановска до Верхней Арши была уничтожена. Полностью. С начала 60-х годов и до сих пор от Катав Ивановска на юг, почти на сотню километров есть почти не обитаемый квадрат. Все поселки в этих диких местах с начала прошлого века существовали только для обслуживания узкоколейки. Когда ушла дорога, люди покинули эти места. Сейчас в глухом лесу редкие туристы натыкаются на остатки капитальных строений, поражающих воображение своей мощью и былым величием.
Катав Ивановск перестал быть узкоколейной станцией, сейчас это обкновенный городок горнозаводской зоны Челябинской области.
|