Станция Абзаково, Староабзаково, узкоколейка Абзаково, Кульсугады
1

  НА ГЛАВНУЮ

1

Абзаково

Дорога через Староабзаково

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:

Катав-Ивановск

Верхний Катав

Двойниши (нежилой)

Машак (нежилой)

Верхняя Арша

Рудник (нежилой)

Тирлян

Шушпа

Катайка

Пути к Белорецку

Пункты ветки Белорецк - Тукан:

Белорецк

8-й километр

Кадыш

Серменево

Баскан (нежилой)

Инзер

Улу-Елга

Тукан

Зигаза

Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)

Белорецк

Абзаково

Смеловский

Магнитная




Станция Абзаково. Сейчас в названии населенного пункта Абзаково присутствует некотороя неразбериха. Так Абзаково называют горнолыжный центр с многочисленными домами отдыха, отелями и дачами. На самом деле все эти известные объекты находятся не в Абзаково, а в Новоабзаково. Новоабзаково это и одноименная железнодорожная станция.

Само Абзаково, достаточно крупный поселок, находится в нескольких километрах севернее от известной куррортной зоны и ничем особо не примечательно.

Ранее в Абзаково был дом отдыха, но он закрылся с развалом советского союза. Вся жизнь переместилась на склоны Новоабзаково.

Через Абзаково проходит новая автодорога Белорецк — Магнитогорск. Однако сейчас мало кто знает, что эта дорога была спланирована... сто лет назад! И эта извилистая дорога планировалась вовсе не автомобильной, ведь и машин тогда в этих местах небыло. На месте нынешнего асфальта должно было быть полотно узкоколейной железной дороги.

После того, как в 1912 году узкоколейка соединила Белорецк с Транссибом, планировалось соединить узкоколейкой Белорецкие заводы с горой Магнитной, ведь запасов руды в Магнитной хватило бы Белорецким заводам до скончания времен.

Строительство узкоколейки от Белорецка к Магнитной через Абзаково и Смеловск началось в 1913 году. Но узкоколейный поезд так никогда и не поехал на юг от Белорецка. В 1914 году строительство остановила первая мировая война.

А в 1917 году случилась революция, гражданская война, пришли к власти большевики. И здесь у большевиков были совсем другие планы на Магнитную гору — построить отдельный завод, а узкоколейка пошла на запад от Белорецка к Туканским рудникам.

Но даже несмотря на то, что строили узкоколейную ветку всего год, до сих пор остается немало сохранившихся следов той деятельности. И если в районе Белорецка все уже перерыто, в Урал-Тау есть только небольшая поросшая лесом насыпь (в ста метрах от нынешней станции), то в Абзаково подобных следов сохранилось великое множество.

Прежде всего следы узкоколейки есть на северной оконечности Абзаково, где протекает ручей Кульсугады. Если пройти по ручью вверх по течению, то со стороны склона горы есть достаточно широкая тропа, по ней даже можно проехать на машине. Этакий уступ, выше уровня ручья примерно на три метра. Сейчас уступ выглядит совершенно естественным, однако здесь его быть не должно! Склон сто лет назад плавно спускался к ручью и нынешняя «тропа» пробита в склоне горы.

Там, где склон отходит от ручья, уровень тропы подсыпан и дорога представляет собой единое целое. Если бы здесь пробивали автопроезд, то дорога бы имела подъемы и спуски, но здесь этого нет, все выровнено в один уровень, ведь это основание железной дороги.

Обращает не себя и необычная ширина этой тропы: для пешеходной дорожки слишком широко, для автодороги узковато — машина проезжает с трудом. Но учитывая, что тут должна была идти узкоколейка, то все понятно. Ширина колеи узкоколейки 750 мм, плюс небольшой запас на шпалы, вот и все.

Почему дорога построена на более крутом берегу, а не на более удобном — пологом в долине ручья? Все просто: пологий берег заболочен, его заливает в весеннюю распутицу. Кроме того, в низине слабый грунт, требующий серьезного усиления, даже под полотно узкоколейки.

Если с берега ручья Кульсугады обернуться назад в сторону Абзаково (Староабзаково), то можно увидеть скалу, пробитую вообще под прямым углом. Здесь узкоколейка должна была сделать изгиб и пойти по самому поселку Абзаково на месте нынешней автодороги Белорецк — Магнитогорск. Кстати, вам не кажется, что место автодороги выбрано как то странно? Одни повороты, но при этом все в одном уровне, обусловлено это тем, что и здесь должны были идти узкоколейные пути. И только возле ручья автодорога «ныряет» вниз — здесь автодорога уходит с узкоколейки и форсирует ручей Кульсугады.

Если посмотреть на Абзаково (Староабзаково) с другой стороны, то видно что «тропа», пробитая скала и автодорога находятся идеально на одном уровне. Где же должна была быть станция, или хотя бы разъезд? Северная оконечность и сам поселок не подходят под станцию по рельефу, а вот южная оконечность Абзаково подходит вполне. Далее узкоколейка должна была выйти из Абзаково и идти точно там, где сейчас идут пути широкой колеи.





Почта: u-z-d@ya.ru