Тукан, поселок Тукан, Тукан руда, Тукан узкоколейка
1

  НА ГЛАВНУЮ

1

Тукан

Поселок и рудник Тукан

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:

Катав-Ивановск

Верхний Катав

Двойниши (нежилой)

Машак (нежилой)

Верхняя Арша

Рудник (нежилой)

Тирлян

Шушпа

Катайка

Пути к Белорецку

Пункты ветки Белорецк - Тукан:

Белорецк

8-й километр

Кадыш

Серменево

Баскан (нежилой)

Инзер

Улу-Елга

Тукан

Зигаза

Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)

Белорецк

Абзаково

Смеловский

Магнитная




Тукан, основная железорудная база Белорецких заводов. Тукан не одну сотню лет давал хлеб для доменных печей — железную руду. Столетия до из Тукана к старинным заводам шли обозы с бурыми комьями руды, почти век с Туканских рудников уходили к Белорецку узкоколейные поезда, и вот уже несколько лет рудники Тукана не нужны никому. Вот такие повороты в истории населенного пункта Тукан.

Рудники Тукана начали осваиваться в девятнадцатом веке. Именно в это время вокруг Белорецких заводов закончились доступные и легко извлекаемые запасы руды.

Заводы год от года развивались, геологоразведки как таковой, в то время вообще небыло, вот и съели все, что было под Белорецком. Ближайшим богатым месторождением оказался рудник в Тукане.

И поехали из Тукана к Белорецким заводам обозы с железной рудой. Именно с развитием Туканского рудника и необходимостью перевозки из Тукана большого количества грузов, связано появление Ломовки по Белорецком. В Ломовке разводили ломовых лошадей, самых мощных «тягачей» того времени для обслуживания перевозок из Тукана.

В 20-х годах прошлого века в Тукан пришла узкоколейка. Жители Тукана получили возможность доехать до Белорецка за какие то несколько часов, что до этого было просто немыслимым. Но главным назначением узкоколейки было все то же — вывоз руды. Тяжелые рудовозные вагоны десятками стояли на запасных путях Тукана в ожидании погрузки. Здесь же стояли рельсовые узкоколейные автобусы для перевозки рабочих, снегоочистители, другая уникальная техника. Но интересен Тукан не только этим.

В Тукане была и железная дорога наоборот. Все дело в том, что к узкоколейке в дополнение была пришита короткая ветка широкой колеи. Обычно было по другому, узкоколейка дополняла ширококолейные пути. Здесь же была изолированная ширококолейна ветка. По широкой колее, протяженностью не более пяти километров, везли руду с Туканских рудников на Туканскую обогатительную фабрику. А дальше десятки километров до Белорецка по все той же узкоколейке. Интересный факт, ширококолейный подвижной состав доставляли в Тукан по узкоколейке. Большие вагоны и локомотивы ставили на узкоколейные тележки и везли по горным серпантинам со скоростью медленнее пешехода. Когда закрыли Туканский рудник, технику так же вывозили обратно, а потом и разобрали узкоколейку. И уничтожать ветку Тукан — Белорецк выпало именно Туканской бригаде железнодорожников. Вот такие повороты истории.





Почта: u-z-d@ya.ru