Город на берегу Белой реки
1

  НА ГЛАВНУЮ

1

Город на берегу Белой реки

Белорецк - это история

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

1

См. так же:

Выбор сюжета документального фильма

Сюжет сам находит авторов

Первые наброски будущего фильма

Разработка сюжета, раскадровка фильма

В городе на берегу Белой реки

1


Идея снимать документальный фильм именно в Белорецке, не такая уж необычная, как может показаться на первый взгляд. Белорецк, это прежде всего история. История здесь во всем. От первых каменных построек, почти ровесников города, до девятиэтажек, на фасадах которых сохранились коммунистические лозунги времен начала заката советского союза.

А еще каждое лето Белорецк утопает в зелени, чистые улицы и аккуратные дома. В Белорецке почти ничего не напоминает о наличии достаточно большого комбината. В отличие от металлургических гигантов, вокруг которых десятки километров загажены навсегда, в Белорецке нет ничего подобного.

Белорецк по размерам сопоставим с Карабашем (Челябинская область), Но разница между Белорецком и Карабашем, как между небом и землей. Лунный ландшавт Карабаша с мертвыми горами и разноцветными реками с ядовитой жижей, не идут ни в какое сравнение с опрятным и чистым Белорецком.

Да, в отличие от других городов с развитой металлургией, в Белорецке зимой снег белого цвета. Для сравнения этой зимой в Челябинске шел желтый снег, а в Нижнем тагиле выпавший снег через день другой становится серым, постепенно переходящим в черный. Наверное, Белорецк, это самый чистый город из всех, где есть металлургический завод.

А река Белая? Да, та самая которая на Башкирском называется красивым именем Агидель. Чистейшая вода, по которой каждую весну — лето сплавляются сотни и сотни любителей активного отдыха на воде. Еще недавно реку Белая загрязняли речки Арша и Тирлянка, теперь угрозу от белой отвели. Вода из этих речек, зарязненная свинцовыми выработками в верхнем течении, очищается в восстановленном Тирлянском пруду, где яд и грязь плавая на поверхности постепенно оседают на дно.

Вот Тирлян, другая ключевая станция Белорецкой узкоколейки, куда грязнее самого Белорецка. Это связано и особенностями недавно уничтоженного производства, и с самой местностью. Так, если Белорецк изначально находился в лесу, то Тирлян — безлесый участок на слиянии речек Тирлянка и Арша.

А дальше на север? Из населенных пунктов там только Верхняя Арша, а дальше на протяжении почти ста километров только горы и тайга. Цивилизация заканчивается в Верхней Арше. Когда то через горы и тайгу тянулась узкоколейка. На картах 30-х годов прошлого века есть множество населенных пунктов, которых теперь не существует. Как говорится: чем дальше, тем интереснее.

Существует мнение, что где то там, в озерце работала драга, намывавшая несметное количество золота. Работники на драге были из местных, а вот хозяевами драги были иностранцы. За время работы добытое золото хранили на драге, а раз в несколько месяцев по горным дорогам приезжал вооруженный конвой и увозил добытое. Так было и в январе 1917 года. А дальше на драге начался удачный сезон: к сентябрю было добыто больше, чем за несколько предидущих лет. Но золото никто не вывез. Хозяева драги пустили ее ко дну вместе с добычей. На глубине в несколько десятков метров драга лежит до сих пор.

А в другую сторону от Белорецка был Инзер. Вернее сказать, что Инзер есть и сейчас, а был Инзер и конечной станцией узкоколейки и развитым металлургическим заводом. От Инзерского завода сейчас ничего не осталось. Вообще ничего. Завод был закрыт еще до того, как в Инзер пришла узкоколейка.

Страшно подумать, какой была дорога от Белорецка до Инзера в период до строительства узкоколейки, а это двадцатые годы прошлого века. Стоит сказать, что до нормальная автодорога Белорецк — Инзер — Уфа появилась только на закате советского союза. До этого места затерянные в Уральской тайге были проезжими либо по железной дороге, либо вообще не проезжими.

Сколько поселков, сколько тысяч людей получили в свое время возможность быстро (для того времени) добраться до центра района Белорецка, сейчас и не подсчитать. Так же только стальная нить узкоколейки связывала Белорецкий район с Транссибом, а там уже и со всей остальной страной. Другой дороги просто не существовало на протяжении десятилетий. Когда то именно Белорецкая узкоколейка вдохнула новую жизнь в приходивший в упадок Белорецкий завод. Можно сказать, что если бы не узкоколейка, Белорецкий завод зачах бы очень быстро, а село «Белорецкий завод» никогда бы не стало нынешним Белорецком.      фильм...





Почта: u-z-d@ya.ru