Один из исторических сюжетов этого документального фильма должен был охватывать период с начало до 30-х годов прошлого века. Именно в то время по уральским горам протянулась узкоколейка.
Сама узкоколейка в документальном фильме должна быть не более чем исторической картинкой, красивым фоном для развития событий.
На все про все, эпизод с узкоколейкой должен был занимать около полутора минут.
На съемки этого эпизода планировалось отвести один — два дня примерно во второй декаде сентября. В солнечный предосенний день фактура уральского леса прорисовывается особенно красиво, светотень и насыщенные цвета позволяют избежать цветокоррекции как таковой.
Можно было не торопиться, узкоколейная железная дорога никуда не денется. А поезда как бежали, так и будут бежать, движение то достаточно интенсивное. Какой нибудь да подойдет для фильма. А пока можно было сосредоточиться на сценарии, раскадровках и так далее.
И вдруг совершенно случайно внимание привлекает новость: «в
Белорецке
полностью остановленны доменные печи, а узкоколейка на пугачевский карьер перешита на обычную (широкую) колею». Вот те здрасьте!
В то время познания об этой узкоколейке и были то всего: дорога идет от Триляна на юг то ли до пугачевского карьера, то ли чуть дальше. Меньше полусотни километров. Рельсы на переездах гораздо уже расположены, чем обычно, маленькие локомотивы и вагоны старой — престарой постройки.
Собственно была надежда, что кое что все же сохранилось. Пришлось, не дожидаясь погожих сентябрьских дней, двинуть на место. Совсем недалеко от
Белорецка,
в каких по двадцати километах в сторону Уфы, автомобильная дорога приближается к узкоколейке. Место, конечно не ахти, но для разведки вполне подойдет. Недоезжая поселка Кадыш сворачиваем к железной дороге. По карте около ста метров. И дальше не верим своим глазам.
Узкоколейка разобрана. На оставшихся в земле шпалах от рельсов только следы ржавчины. Нитки узкоколейки просто нет!
Возможно, что это ошибка. Мы наткнулись на разобранную тупиковую ветку, а сама узкоколейка где то там дальше. Еще раз сверяемся с картой. Вроде бы все правильно, но и на картах бывают ошибки. Едем дальше. Разбитая грунтовка то приближаясь, то немного удаляясь, следует вдоль узкоколейки (или бывшей узкоколейки).
Следуя карте мы едем правильно, скоро должен быть разъезд 8-й километр, по южную сторону от станции
Белорецк.
Вот уже и станцию видно, а вот в трехста метрах от нее и узкоколейные локомотивы и вагоны. Значит узкоколейка все таки действует. Но дальше было разочарование.
Локомотивы и вагоны стояли на «последних ста метрах» узкоколейки. Все остальное было разобрано. Техника была весьма потрепанного вида, а платформы были просто сброшены в кювет, рельсов для них уже не хватило.
На этих последних ста метрах была и бригада железнодорожников. По их словам, они разбирали ветку узкоколейки до этого, последнего рубежа, а сейчас охраняли технику до того как ее увезут. Эти железнодорожники ранее не один год проработали на узкоколейке, а теперь не знали, что их самих ждет дальше. Так что настроение у них было не самое хорошее и мы, несмотря на их дружелюбное отношение, не стали донимать их излишними вопросами.
Уже потом мы узнали, что «последние сто метров» были вывезены и полностью разрушены через несколько часов после нашего визита. Выходит, что мы оказались на Белорецкой узкоколейке в самый драматический момент ее столетней истории. Случайность?
читать дальше....
|