Зигаза, поселок зигаза, Зигаза завод, узкоколейка
1

  НА ГЛАВНУЮ

1

Зигаза

Поселок и станция Зигаза

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:

Катав-Ивановск

Верхний Катав

Двойниши (нежилой)

Машак (нежилой)

Верхняя Арша

Рудник (нежилой)

Тирлян

Шушпа

Катайка

Пути к Белорецку

Пункты ветки Белорецк - Тукан:

Белорецк

8-й километр

Кадыш

Серменево

Баскан (нежилой)

Инзер

Улу-Елга

Тукан

Зигаза

Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)

Белорецк

Абзаково

Смеловский

Магнитная




Зигаза достаточно крупное село, которое скорее всего получило свое название от речки Зигаза. Населенный пункт появился в самом конце 19-го века и интересен тем, что не смотря на свое расположение, Зигаза первоначально не имела никакого отношения к комплексу Белорецких заводов и рудников.

Зигаза относится ко «второй волне» развития уральской металлургии, когда в уральскую тайгу двинулись металлопромышленники и строители, возводя заводы часто на иностранные инвестиции.

К этой волне, кроме Зигазинского, относятся Инзерский, Лапыштинский и Лемезинский заводы, построенные и запущенные в течении одного десятилетия.

Заводы «второй волны» были более современными, чем появившиеся в Демидовские времена, они были более компактными и производительными. А главное, они не были отягощены обязательствами, долгами и тяжбами собственников. Ничего из современности не напоминает? Очень напоминает нынешний проект Белсталь. Но вполне очевидно, что через сто лет история повторится: БМК как был, так и останется, а прожекты вроде Белстали, даже если воплотятся, ждет то же самое. Учите историю, господа инвесторы!

И история появления, развития и упадка Зигазинского завода наглядный пример бизнес-плана столетней давности, когда «гладко было на бумаге...». И так: все началось с инвестиционного бума, дурные деньги требовали вложения во что то материальное (ну не было тогда инвистиционных пузырей), и этим вложением вполне логично считалась металлургия, ведь промышленное потребление металла на рубеже 19 и 20-го века росло год от года.

Появлению новых заводов в уральской глуши способствовало не только наличие неосвоенных месторождений руды, казавшихся тогда бесконечными, но и наличие трудовых ресурсов, ведь остановились старые Авзянские заводы, металлурги были невостребованы. Их и приютили в Зигазе за гроши, ведь металлург не кучер и не пастух, кроме завода его опыт никому не нужен.

Так же владельцы Зигазинского завода наивно предполагали, что всед за Авзянскими, уйдет в небытие и Белорецкий завод. Теша себя этой надеждой, владельцы нового завода экономили буквально на всем: количество тяжелого ручного труда на Зигазинском заводе было значительно больше, чем на более старых Белорецком и Тирлянском.

Чтобы сдерживать рабочих Зигазинского завода «в узде», администрация строила для рабочих квартиры, которые так и оставались в собственности правления, никакого своего жилья рабочему люду иметь не разрешалось и каждый работяга зависил от воли руководства.

Понятное дело, что простых людей подобное «бизнес планирование» и «кадровая оптимизация» весьма напрягали, и когда в 1917 году рвануло, то Зигаза не стала исключением. Понятно дело, что во время всероссийской смуты Зигазинский завод, как и тысячи других по всей стране, остановился. Новая власть прислала на охрану Зигазинского завода роту красноармейцев, многие из которых погибли, отчаянно противостоя белоказакам.

После боев гражданской войны советская власть запустила завод, но оборудование постоянно выходило из строя. Сказывалось не только несовершенство технологии, но и то, что всех самых квалифицированных рабочих переманили в Белорецк. Понятно, что завод, во всем укомплектованный по остаточному принципу, накапливал системные ошибки. Сейчас мы знаем, к чему такое ведет. И тогда техногенная катастрофа была неизбежностью, заложенной в систему.

Взрыв домны случился в середине тридцатых. Катастрофу с человеческими жертвами и разрушением дорогостоящего оборудования посчитали вредительством. Среди Зигазинских металлургов, следуя тогдашним веяниям, начались репрессии. Молот чисток не щадил ни правых, ни виноватых. После этого Зигазинский завод закрылся, а уцелевшее оборудование еще несколько лет вывозили в Белорецк.

После этого в Зигазе остались только печи углежогов. До войны углежжение оставалось главным производством в поселке. Уже в военные годы в Зигазу пришла узкоколейка, по которой вывозили древесный уголь, пиломатериалы и круглый лес.

Именно пришедшая в Зигазу узкоколейка позволила Зигазинским лесозаготовителям войти в трест Башлес еще во времена советского союза и освоить кооперацию. В это же время по узкоколейке бежали не только лесовозные поезда, но и пассажирские. Так было до полной ликвидации Белорецкой узкоколейки в самом начале 21-го века.





Почта: u-z-d@ya.ru