8-й километр узкоколейки под Белорецком

  НА ГЛАВНУЮ

1

8-й километр

Станция 8-й километр под Белорецком

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Пункты ветки Катав-Ивановск - Белорецк:

Катав-Ивановск

Верхний Катав

Двойниши (нежилой)

Машак (нежилой)

Верхняя Арша

Рудник (нежилой)

Тирлян

Шушпа

Катайка

Пути к Белорецку

Пункты ветки Белорецк - Тукан:

Белорецк

8-й километр

Кадыш

Серменево

Баскан (нежилой)

Инзер

Улу-Елга

Тукан

Зигаза

Ветка Белорецк — Гора Магнитная (неосуществленный проект 1913 года)

Белорецк

Абзаково

Смеловский

Магнитная




Следующей точкой на карте, куда отправилась наша команда, стала станция 8-й километр. Собственно, 8-й километр это не станция, даже не разъезд, это просто точка на карте.

8-й километр, это место где замерла жизнь некогда протяженной западной ветки Белорецкой узкоколейки.

Драматизм ситуации не передала бы ни одна, даже самая подробная карта: последние сто метров, оставшиеся от некогда огромной дороги.

Дороги, по которой почти сотню лет в Белорецк везли руду, превращавшуюся силами и умением Белорецких мастеров в отличную сталь. Но недавно остывшим Белорецким домнам руда была уже не нужна.

И точка на карте, под названием «8-й километр» произвела весьма удручающее впечатление: несколько железнодорожных платформ, тепловоз и вагон — теплушка, это те песчинки, оставшиеся от былого величия. Все!

Но и здесь, в этом тупике истории, тоже была жизнь. Поезд, который замер на последних ста метрах западной ветки узкоколейки, был обитаем. Старый вагон — теплушка был жилым домом для бригады железнодорожников. Именно они разрушали памятник истории техники, которым до недавнего времени была Белорецкая узкоколейка.

Не пообщаться с этими людми было бы непростительной ошибкой. Мы ожидали увидеть эдаких «наемников», которые за деньги разнесут что угодно. Но мы ошибались. И именно здесь мы увидели, как современные реалии «оптимизации производства», «перехода на новый технологический уровень» и прочее варварство 21-го века коверкает людские судьбы...

Бригада, которая на протяжении уже свыше года разбирала Туканскую ветку, состояла из бывших железнодорожников. До этого именно они вели по горным серпантинам маленькие поезда. Каждая кривая, каждый подъем и спуск на этой дороге был им знаком не один десяток лет. Приходя на дорогу после училищ, они и не подозревали, что через много лет именно их руками в истории Белорецкой дороги будет поставлена окончательная точка, под названием «8-й километр», где с одной стороны дорога была разобрана в ноль, а с другой перерезана новыми путями широкой колеи к Пугачевскому карьеру.

В процессе общения эти люди были готовы наговорить на камеру много интересного, но мы не стали гнаться за признаниями людей, мнением которых впервые за долгое время кто то заинтересовался. Пообщались так, «без протокола», тем более что после откровений наши собеседники задумывались, а не сболтнули они лишнего...

Но глядя на спящую на штаиве камеру успокаивались и продолжали рассказывать уже что то из прошлого, из своей жизни и истории уже не существующей дороги. И вдруг раздался гудок. По новой ветке широкой колеи, которя перерезала Белорецкую нитку, шел поезд с Пугачевского карьера.

Новое время, новые люди, новый мир — таковы современные реалии. Получается, что те, с кем мы общались, не вписалились в рыночные отношения. Есть ли в этом их вина? А сколько таких людей по всей стране?

На последок один из железнодорожников попросил подкинуть его до Белорецка, мы конечно же согласились. По дороге, а это заняло весьма продолжительное время — разбитую грунтовку преодолевали «ползком», мы узнали очень много нового и интересного. Помимо пригодившейся впоследствии чисто технической информации мы узнали главное: какой то участок узкоколейки к северу от Белорецка вроде бы еще существует, правда где точно, наш попутчик не знал      читать дальше....





Почта: u-z-d@ya.ru