Спецэффекты создание спецэффектов любительские спецэффекты фильма

  НА ГЛАВНУЮ

Спецэффекты

Создание спецэффекты

1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Этапы работы над фильмом

Съемочный процесс

Обработка видео и монтаж

Специальные эффекты

Пиротехника в фильме


















Одной из интересных задач, которую пришлось решать при работе над документальным фильмом Белорецкая нить, было воссоздание уникальной техники, которая вовсю каталась по узкоколейке во времена ее процветания.

Понятное дело, что застать работающую технику на уже разобранной дороге невозможно, но так хотелось бы оживить кадр действующим раритетом.

Для начала следовало определиться, какая именно техника побежит в кадре: как вариант были паровоз Кукушка, тепловоз, мотовагоны – мастерские, но все это было не то.

Пришлось пересмотреть сотни фотографий, и подходящий объект был найден. На старом черно-белом снимке был запечатлен участок узкоколейки от Белорецка к разъезду 8-й километр. По рельсам ехал грузовик ГАЗ-51. Такие дрезины действительно серийно выпускались в 60-х 70-х годах, но нигде не упоминалось их присутствие на Белорецкой нитке.

Подходящую технику нашли, но осталось самое сложное, а именно имплантировать черно-белую дрезину в цветной кадр и заставить двигаться. Первое, что приходит на ум, правильно, графические программы, оказалось неудачным решением. Найденные нами специалисты – самоучки не могли помочь в решении задачи, до этого они не сталкивались ни с реалистичным моделированием жд техники, ни с сопряжением графики и готового видео. А настоящие профи были нам не по деньгам…

Решение было найдено в создании реалистичной модели. Всем известно, что еще на заре кинематографа огромные нереальные объекты заменяли их маленькими картонными копиями. Но было сомнение, делать копию из папье-маше в наше время?

Первые пробы со взятыми «напрокат» фрагментами игрушечных копий железных дорог дали самый отвратительный результат. Сказать, что получилась фигня, это не сказать ничего. Но ведь как то делают эти макеты так, что в кадре все выглядит правдоподобно? Помните грандиозное крушение в финале первой части Нико, так вот это не компьютерная графика, это макеты поезда и моста, так что…

Понятно, что в нашем случае «готовые» не подходили, слишком мелкий масштаб, требовалось что то крупнее стандартных размеров моделей железных дорог. Порывшись в инете нашли инфу, что в случаях как наш, масштаб макета должен быть 1:10 или 1:15.

Выходит, что ширина колеи на макете должна быть в пределах 50 – 75 мм. Самая большая колея была у выпускавшейся в советском союзе игрушечной дороги Пионер – 45 мм. Подошло бы вполне, но сейчас Пионер, это дорогая коллекционная редкость. Впрочем, есть современный аналог, дорога от «плей-мобиля» той же колеи. Масштаб получается 1:16, что нас вполне устраивает.

В качестве носителя декораций использовалась платформа со снятыми обвесами от того же «плей-мобиля», на которую был укреплен маленький электропривод на радиоуправлении. Намного сложнее было изготовить кабину, ведь это кабина грузовика 50-х годов. Была идея взять что-нибудь готовое, но это было либо не то, либо не подходил масштаб. Пришлось делать с нуля.

Первоначально из толстого картона была изготовлена болванка, которую облепили пластилином. Потом куску пластилина долго придавали подходящую форму. Эта задача оказалась не такой простой, как кажется на первый взгляд. Пришлось делать множество картонных лекал.

Когда болванка была готова, на нее слой за слоем накладывалось папье-маше. И так несколько слоев, после каждого сушка. Финишный слой создает естественные помятости, которые придают реалистичность всей конструкции. Далее окраска, причем максимально схожая с оригиналом. Как нам уже было известно, подобные дрезины красились в красный цвет в пожарном исполнении, в оранжевый – ремонтные, но основная масса была военно-зеленой. Мы нашли баллончик аналогичной краски, и наше изделие приобрело законченный вид. Осталось только собрать, что мы и сделали.

Теперь наступила очередь съемок. В кадре должны быть только мост и дрезина фоне хромкея. То есть готовое изображение должно было получиться только после обработки. Какой хромкей идет в наборе с программными пакетами? Правильно, зеленый. Мы даже не стали его пробовать, ведь то что все сольется в единую кашу, было очевидно. Экспериментировать начали с сразу с синим. И тоже ничего толкового не выходило. Пробовали сужать цветовой охват, перепробовали все настройки, результат был тот же. Все дело в том, что военно-зеленая краска содержит не чисто зеленый цвет, в его гамме присутствует значительная доля синего.

Пришлось использовать хромкей… красного цвета. Таких не бывает, скажите вы? Правильно, мы его сделали сами из куска подходящей по цвету ткани. На красном хромкее все отделялось на отлично. В финальной обработке пришлось незначительно скорректировать цветовую температуру и все, наш кадр готов.

Дрезна на базе ГАЗ-51 побежала по узкоколейке. В цвете и в отличном качестве.

Но дрезина, о которой мы рассказали выше, это экзотика. Фильм по историю узкоколейки не мог обойтись без основного локомотива – тепловоза ТУ-7. В 70-х годах прошлого века эти тепловозы заменили паровозы-кукушки и работали до самого закрытия Белорецкой узкоколейки.

Изготовить макет ТУ-7 было намного проще, чем макет дрезины, несмотря на то, что тепловоз намного крупнее. Простота конструкции заключается в том, что тепловоз имеет конструкцию, состоящую из простых геометрических форм.

Вся конструкция из толстого картона была сделана за какие то час – полтора. Больше времени ушло на поиск подходящей оранжевой краски, оказалось что такой оттенок сейчас не выпускают. Пришлось смешивать «по коду» в специализированном магазине.

После окраски и остекления наш «тепловоз» был водружен на платформу, на которой до этого катался макет дрезины. Ходовые испытания были неудачными. Все дело в том, что тепловоз был значительно тяжелее, модель двигалась рывками. Проблема заключалась в пасеке от старого магнитофона, который просто не справлялся с нагрузкой. После этого в приводе сгорел двигатель и вся конструкция вообще потеряла ход. Выход нашли в том, что привод с платформы носителя был снят совсем, по инерции тяжелый макет проезжал несколько метров.

Но серьезно задействовать макет ТУ-7 не пришлось. Удалось найти архивные кадры, сделанные в Тирляне в 90-х годах. Картинка с них полностью устроила съемочную группу.

Еще одной задачей, которую невозможно было решить обычной съемкой, стал «Белорецкий заводъ в 1904 году зимой». Именно это время, именно это место было выбрано не случайно. По сценарию картинка должна была соответствовать тексту: ...всю долгую уральскую зиму на берегах Белой реки стучали топоры плотников, на заводах за зиму копилось готовое железо...

Для выражения режиссерского замысла нужно было что то особенное, что то, типа старого заводского здания в Тирляне, наполовину засыпанного метелями, подсвеченного снаружи полной луной и со всполохами от горячего металла внутри, там, за ажурным переплетом помутневших от времени окон.

Подходящее на эту «роль» здание уже полвека было руинами, а крайний огненный всполох был в нем еще раньше.

Здание было воссоздано в виде макета. Сначала из картона и пластиковых уголков был сделан каркас, менее чем в полметра длинной, затем на него были одеты картонные «стены» с проемами высоких окон.

Далее была выбрана фактура кирпичной кладки. Для этого с исторической фотографии Демидовского завода был вырезан фрагмент стены, доведен до нужного масштаба и многократно скопирован. Получились черно-белые обои кирпичной кладки. Далее все это было распечатано на тонкой бумаге и аккуратно перенесено на картонные стены.

Фактура кирпичных стен, как и другие элементы макета были черно-белыми не из экономии средств — цветовой рисунок появлялся исключительно благодаря сложной подсветке со светофильтрами. После дополнения готового макета «снегом» из крахмала здание было готово.

Следующей задачей было вдохнуть в старое здание жизнь. За окнами должна была кипеть работа — всполохи, дым, искры, все то, без чего старая металлургия немыслима. Все это можно было сделать только одним способом — нарисовать на компе.

Нами была изучена старинная технология начала прошлого века, с целью понять, как мог выглядеть производственный процесс того времени. Вплоть до таких тонкостей, как чем именно топили печи, и какой температуры был металл: это важно для цвета всполохов. Еще одним важным моментом была скорость процесса производства — правильные отсветы должны перемещаться с правильной скоростью. В этом месте справедливости ради стоит сказать, что в угоду зрелищности мы увеличили скорость металлообработки в 1,5 раза, а скорость работы печи в 2,2. В реальности такого не может быть, но фрагмент ограничен в хронометраже — 3,5 секунды: именно в эти мнгновения нужно было уместить кусочек старого мира.

С задачей сложеня в единое целое картонного макета и внутренних помещений завода первоначально планировалось справиться при помощи хромкея, это когда окна в макете кислотно зеленого цвета, на место которого ложится подходящая картинка. Однако лицензионная программа, которая выручала нас до этого, в условиях темной картинки и расплывчатых отсветов, оказалась бессильна.

Выход был найден по принципу «чем проще, тем лучше». За макетом был установлен белый экран, на который проецировалось «внутреннее» изображение. Получилось весьма неплохо, особенно если учитывать, что вполохи перешли и на нужные части самого «здания».

Конечно, придирчивый зритель заметит, что на карнизе нашего здания нет таких характерных мелких деталей, как сосульки и тому подобного. Здесь стоит сказать, что с макетом и «внутрянкой» мы и так провозились несколько часов (из них час эксперементировали только с расстановкой света). Первую, и последнюю, правдоподобную сосульку из силикатного клея мы делали еще минут 15, при этом высохла она уже глубокой ночью. Так что можно было наворачивать до бесконечности, вплоть до того, чтобы перед нашим зданием в глубоком снегу была укатанная дорога, по ней шел человек с керасиновым фонарем, а за ним лошадь неспешно тащила груженые рудой сани.

Так что желание и возможности навернуть до идеала спецэффекты и с заводом, и с дрезинами — тепловозами, конечно же были. Но небыло ни времени, ни подходящего помещения, чтобы осуществить задуманное.

Работая над этими спецеффектами, которые выглядят на уровне 70-х годов прошлого века, мы поняли главное: если задаться целью, то на экране можно сделать все что угодно, причем намного более дешевыми средствами, чем общепринято. Главное желание и возможности — именно эти составляющие самые значимые, а дорогостоящая техника легко заменяется творческим подходом к решению сложной задачи      читать дальше....





Почта: u-z-d@ya.ru