Съемки фильма съемки документального фильма съемочный процесс
1

  НА ГЛАВНУЮ

1

Съемочный процесс

Поездки и работа на месте

1
1

     НИТЬ

     ИДЕЯ

     НОВОЕ

     СЪЕМКИ

     МЕСТО

     ВРЕМЯ

     ССЫЛКИ

     ПРАВО

     СМОТРЕТЬ

Этапы работы над фильмом

Съемочный процесс

Обработка видео и монтаж

Специальные эффекты

Пиротехника в фильме


















Съемочный процесс начался с первого выезда съемочной команды в поселок Кадыш, 20 километров на запад от Белорецка. Судя по обстановке, через этот поселок должны были идти составы с остатками того, что еще совсем недавно было одной из самых протяженных узкоколеек мира. Первая точка съемок была так же выбрана по карте: в полукилометре от автодороги проходила нитка узкоколейки. Везением было бы заснять действующий поезд...

И так, поворот налево с автодороги Белорецк — Уфа. В нужную сторону ведет довольно приличная грунтовка. Далее, в километре отсюда грунтовка пересекает узкоколейные пути, но первая остановка ранее. Вдоль опушки леса отчетливо угадывается узколейный путь. Невысокая железнодорожная насыпь, какая то почти игрушечная и совсем не такая, как пути широкой колеи.

Спешиваемся. Пешком чуть больше сотни метров и... пустая насыпь! Рельсы выдернуты, к прибытию поезда мы явно опоздали. Это был облом номер один! Но ничего, расставляем аппаратуру и пытаемся «объяснить» камере, как ухватить то, что уничтожено сосем недавно. Далеко не с первой попытки, но все таки получается. Несколько минут съемки различных планов, из котрых в документальный фильм войдут считанные секунды, но зато какие.

Но непиятный осадок от облома остался. Несмотря на то, что ряд кадров был снят с «маячками», чтобы потом при возмлжности, которой не оказалось, имплантировать «компьютерный» поезд, требовалось что живое, такое абсолютно реальное, этакий артефакт. В поисках артефакта мы отправились по путям уже бывшей узкоколейки в сторону поселка Кадыш. По дороге нам попались штабеля вывернутых шпал. Не артефакт конечно, но уже что то... Шпала с вывернутым костылем, крупный план на фоне горных цветочков, но и это тоже не то. В самом Кадыше явно угадывается еще недавно существовавшая станция. Этакое недавнее присутствие цивилизации, развития и созидания. Но все это с корнем вывернуто, перевернуто и уничтожено.

Но артефакт все же был найден. От достаточно большой, для узкоколеек, станции Кадыш осталось всего то с десяток метров полотна, а на нем стоял самый настоящий вагон. Стоит уточнить, что подвижной состав узкоколеек значительно отличался от того, что мы привыкли видеть на обычных железных дорогах. Нечто, собранное в маленьких путевых мастерских и существовавшее в единственном экземпляре для узкоколеек было скорее нормой, чем исключением. Так и нам сопутствовала удача — на оставшемся клочке узкоколейки стоял «мутант»: гибрид из грузовой платформы и строительной будки. А под диковинным сооружением отдыхали козы. Этот вагон давал тень от припекающего солнца.

И здесь было сделано несколько удачных планов. Вспомнилось: «кто ищет тот найдет». И пусть в кадре не оказалось действующего поезда, не бежали локомотивы и не скучали ожидавшие на полустанках пассажиры, съемочный день прошел не зря. Отношение к задаче, задумке и концепции документального фильма стало более серьезным. Можно сказать, что повзрослело. Стало понятно, что реализация задуманного не будет легкой игрой, а станет трудной, но интересной задачей. Поздним вечером, а точнее уже ночью, возникла идея скорректировать сценарий, но от спонтанных решений было решено отказаться.

Следующей точкой на карте, куда отправилась наша команда, стала станция 8-й километр. Собственно, 8-й километр это не станция, даже не разъезд, это просто точка на карте. 8-й километр, это место где замерла жизнь некогда протяженной западной ветки Белорецкой узкоколейки.

Драматизм ситуации не передала бы ни одна, даже самая подробная карта: последние сто метров, оставшиеся от некогда огромной дороги. Дороги, по которой почти сотню лет в Белорецк везли руду, превращавшуюся силами и умением Белорецких мастеров в отличную сталь. Но недавно остывшим Белорецким домнам руда была уже не нужна.

И точка на карте, под названием «8-й километр» произвела весьма удручающее впечатление: несколько железнодорожных платформ, тепловоз и вагон — теплушка, это те песчинки, оставшиеся от былого величия. Все!

Но и здесь, в этом тупике истории, тоже была жизнь. Поезд, который замер на последних ста метрах западной ветки узкоколейки, был обитаем. Старый вагон — теплушка был жилым домом для бригады железнодорожников. Именно они разрушали памятник истории техники, которым до недавнего времени была Белорецкая узкоколейка.

Не пообщаться с этими людми было бы непростительной ошибкой. Мы ожидали увидеть эдаких «наемников», которые за деньги разнесут что угодно. Но мы ошибались. И именно здесь мы увидели, как современные реалии «оптимизации производства», «перехода на новый технологический уровень» и прочее варварство 21-го века коверкает людские судьбы...

Бригада, которая на протяжении уже свыше года разбирала Туканскую ветку, состояла из бывших железнодорожников. До этого именно они вели по горным серпантинам маленькие поезда. Каждая кривая, каждый подъем и спуск на этой дороге был им знаком не один десяток лет. Приходя на дорогу после училищ, они и не подозревали, что через много лет именно их руками в истории Белорецкой дороги будет поставлена окончательная точка, под названием «8-й километр», где с одной стороны дорога была разобрана в ноль, а с другой перерезана новыми путями широкой колеи к Пугачевскому карьеру.

В процессе общения эти люди были готовы наговорить на камеру много интересного, но мы не стали гнаться за признаниями людей, мнением которых впервые за долгое время кто то заинтересовался. Пообщались так, «без протокола», тем более что после откровений наши собеседники задумывались, а не сболтнули они лишнего...

Но глядя на спящую на штаиве камеру успокаивались и продолжали рассказывать уже что то из прошлого, из своей жизни и истории уже не существующей дороги. И вдруг раздался гудок. По новой ветке широкой колеи, которя перерезала Белорецкую нитку, шел поезд с Пугачевского карьера.

Новое время, новые люди, новый мир — таковы современные реалии. Получается, что те, с кем мы общались, не вписалились в рыночные отношения. Есть ли в этом их вина? А сколько таких людей по всей стране?

На последок один из железнодорожников попросил подкинуть его до Белорецка, мы конечно же согласились. По дороге, а это заняло весьма продолжительное время — разбитую грунтовку преодолевали «ползком», мы узнали очень много нового и интересного. Помимо пригодившейся впоследствии чисто технической информации мы узнали главное: какой то участок узкоколейки к северу от Белорецка вроде бы еще существует, правда где точно, наш попутчик не знал.

На север от Белорецка ветка узкоколейки шла до Шушпы, далее до Тирляна и Арши. Начиналась эта ветка на северной оконечности Белорецка, вернее от северного железнодорожного выезда с территории БМК. Само собой, именно туда была запланирована следующая поездка. В назначенный день... испортилась погода. Мелкий дождь и сплошная облачность делали съемки почти невозможными. По пути в Белорецк дорога то и дело исчезала в молоке тумана, чередовавшегося то с проливным дождем, то со сплошной моросью. Белорецк встретил нас совершенно серым пейзажем. Это очень редкое явление, когда многослойная сплошная облачность полностью стирает все цвета. Возле бесцветной водонапорной башни сворачиваем к плотине, в тумане пересекаем Белую и мимо БМК едем дальше, упираемся в частный сектор. Теперь по размокшей грунтовой дороге снова к реке, вернее к Белорецкому пруду, по берегу которого некогда шла узкоколейка... Почему шла? Вот же она!

Выходит, какая то часть узкоколейки на тот момент сохранилась. То есть в нашем документальном фильме можно показать не только «что было», но и то что осталось, пока осталось. Вышли и под дождем немного побродили по путям. О том, чтобы достать камеру, не могло быть и речи — отсутствие специального влагозащитного чехла сделало бы снятые кадры последними для камеры.

Да и снимать было почти невозможно, картинка была очень блеклой. Мы вернулись в машину, и тут через сплошную облачность, каким то чудом, пробились солнечные лучи, и это под непрекращающимся дождем! Опускаем стекло и ставим штатив прямо в машине, так не делают, скажете вы, но выбора небыло. Успеваем отснять один план и все, свет ушел, опять вокруг только блеклые оттенки серого.

И это была удача. Не смотря на то, что погода не дала возможности отснять больше, чем десяток секунд, мы съездили не напрасно. Согласитесь, что без артефакта, в виде фрагмента действующей узкоколейки, весь документальный фильм получился бы совершенно пустым. Невозможно расказывать историю, не показывая главный персонаж! Тогда мы не знали, сколько осталось сохранившегося пути от узкоколейки, но точно знали — что то осталось. В эту поездку пройти на север по обнаруженным путям помешал усилившийся дождь, проехать вдоль них оказалось невозможным. При ограниченной видимости и незнании местности, мы не нашли дорогу в нужном нам северном направлении.

Если на серер от Белорецка на тот момент сохранились пути узкоколейки, то вполне логично, что они должны были куда то вести. Но на тот момент мы точно знали, что в Тирляне (35 км от Белорецка) узкоколейки уже нет. Значит пути могли сохраниться до Катайки (7 км) , а может быть даже и до Шушпы (15 км). Именно Шушпа стала следующей целью выезда нашей съемочной группы. Во времена работы узкоколейки Шушпа была довольно крупной станцией, а с 20-х по 50-е годы прошлого века от Шушпы уходило ответвление до Журавлиного болота.

Поворот налево с автодороги Белорецк — Тирлян. Сворачиваем. Дорога круто уходит вниз по склону горы. Вокруг сплошной лес. Едем, дорога спускается все ниже и ниже, вот за поворотом уже и деревянный мост через Белую реку, а вот и Шушпа. Узкоколейка разобрана ровно до северного створа станции, сама станция еще целая. Прежде чем доставать камеру и штатив, сначала решаем немного прогуляться по поселку. Красивое место, впрочем такое же красивое, как и многие другие горные деревни Башкортостана. Среди такой природы некрасивых деревень быть не может по определению.

На дворе ранняя осень, изумрудная зелень лесов разбавлена вкраплениями уже желтых берез. Сначала решаем поснимать в самой Шушпе. В субботнее утро поселок почти пустой, с одной стороны это даже хорошо, никто не пристает с распросами, с другой... слишком идеальная картинка лишенная движения выглядит красивой декорацией. Настолько все вокруг неестественно спокойно, нет даже ветерка, колышащего листву.

Выходим на край возвышенности, откуда открывается вид и на реку Белую, и на станцию узкоколейки. Полуразвалившиеся станционные постройки соседствуют с добротной деревянной изгородью, ограждающей железную дорогу от домашнего скота и прочей живности.

Спускемся вниз на станцию. Станция как станция, в лучшие времена Белорецкой узкоколейки таких станций были десятки. Сейчас осталась одна, та что перед нами, других уже не существует. Все, от железной дороги дороги, некогда протянувшейся по уральским горам на три с лишним сотни километров, осталось не больше полутора десятков, да и те уже позабыли стук вагонных колес. Рельсы на запасных путях покрылись ржавчиной, но основной путь сохранял следы пусть редкой, но эксплуатации. Мы уже знали, что движение до Шушпы давно закрыто, но все таки надеялись что получится заснять настоящий поезд. Знали, что поезда не будет но все таки...

По брошеным путям мы немного прошли в сторону Белорецка, как вдруг стал отчетливо различим звук мотоциклетного мотора. К нам со стороны Шушпы по рельсам ехало нечто маленькое и непонятное, на нем сидели четыре человека. Судя по снаряжению эта кампания направлялась на самодельной дрезине на рыбалку, благо, узкоколейка от Шушпы до самого Белорецка шла по берегу Белой реки. Вот так удача, ведь самодельные дрезины это очень большая редкость. На встречу с таким раритетом мы даже и не расчитывали. План на съемочный день был не просто выполнен, а многократно перевыполнен.

Без съемок в Тирляне наш фильм про Белорецкую узкоколейку был бы далеко не полным, так что без Тирляна в нашем случае не обойтись. Тирлян был одной из ключевых станций Белорецкой узкоколейки, ведь в Тирляне было лококомотво-вагонное ремонтное депо, или сокращенно ТЛВРД. Со всей дороги сюда свозили сломавшийся или побитый подвижной состав и здесь доводили до ума. Тирлянских объектов, интересовавших нашу съемочною группу, было около десятка.

Во первых, это главная станционная постройка с табличкой «Тирлян», одноэтажное здание, которое с 1912 года стало одним главных мест во всем поселке. Мы застали здание в полуразрушенном и запущенном состоянии. Другие постройки, имевшие косвенное отношение к узкоколейке, наоборот были отремонтированы и даже со следами недавней побелки.

Интерес для нас представлял главный, уже бывший путь, по которому прямо посреди поселка бежали поезда от Белорецка к Транссибу. Удивительное дело: узкоколейка, по которой за десятилетия прошли тысячи и тысячи поездов шла по неширокой деревенской улице. Но самое интересное, если идти по бывшим путям дальше в северном направлении. Здесь на пути дороги встала скала, но скальный массив прорезан на сотню метров, и в рукотворном ущелье был проложен железнодорожный путь.

Если пройти еще дальше, то из за скалы пути выходили на берег и тянулись вдоль Тирлянского пруда. На счет пруда существует ошибочное мнение, что это вода реки Белой. На самом деле Белая огибает Тирлян с востока, а Тирлянский пруд образован слиянием речек Тирлянка и Арша. Именно из за последней Тирлянский пруд был восстановлен после провыва дамбы в 1994 году, ведь в противном случае вода речки Арша напрямую попадала бы в Белую реку. Сейчас в резервуаре Тирлянского пруда вода сначала отстаивается, и только потом вливается в Белую.

Интересным объектом в Тирляне было и огромное ржавое колесо, полтора столетия служившее приводом прокатного стана. Мы застали колесо еще в первозданном виде, до того как до него добрались «декораторы» с кислотными красками. Именно в таком виде со следами ржавчины, это колесо диаметром почти десяток метров, производит сильное впечатление. Как притащили сюда эту махину еще в 19-м веке?

В нашем документальном фильме колесо так же присутствует. Но особую интригу в фильме создает не проржавевшая громадина колеса, а архивные съемки конца прошлого века, когда Тирлянское колесо стоит в разрушенном наводнением цехе.

Следующей ключевой точкой стала Верхняя Арша. До 60-х годов прошлого века Арша была одной из узловых станций на пути от Белорецка к Транссибу. Именно от Верхней Арши до Верхнего Катава, так же узловой станции, пролегал самый трудный участок всей узкоколейки. Между этими станциями тонкая стальная нитка взбиралась на самый высокогорный перегон всей дороги.

С конца 60-х Верхняя Арша стала конечной станцией. Здесь узкоколейка обрывалась, а дальше на сотню километров осталась только тайга. Поселки при разъездах Двойниши и Машак были заброшены. На том месте, где на север от Арши шла узкоколейка, сейчас обозначена грунтовая дорога. Правда, далеко проехать по ней не получилось — дорога проходима только для полноприводных грузовиков, даже скорее для гусиничных вездеходов.

Вообще, мы и не надеялись добраться до развалин некоего депо и здания вокзала, якобы частично сохранившихся намного севернее Арши в давно заброшеном поселке. К сожалению, такой возможности у нас небыло. Наша цель была более реальной — попытаться заснять то, что осталось в самой Верхней Арше.

К нашему разочарованию в самой Арше не осталось почти ничего, что бы указывало на то, что когода то здесь была узловая станция узкоколейки. Все было уже давно разобрано, сломано и снесено. Единственным достоверным фрагментом узкоколейки была та самая насыпь, по которой шла нитка дороги. Здесь же обнаружился такой же, как и в Кадыше, вывернутый костыль. Случайность?

Инзер был конечной станцией Белорецкой узкоколейки в северозападном направлении. Вот где уже точно следов узкоколейки не отыскать, так это в Инзере. Сейчас Инзер это станция железной дороги обычной колеи на пути из Уфы в Белорецк.

Понятно, что для станции узкоколейки было выбрано самое подходящее, с точки зрения прокладки железнодорожных путей, место. Так же очевидно, что это место подошло и для станции обычной колеи. Так что, если что и было, то с приходом широкой колеи было переделано. Првда, обычная станция немного не влезла в габариты узкоколейной — пришлось вгрызаться в скалу и отсыпать огормное количество камня.

В настоящее время документальных свидетельств того, что Белорецкая узкоколейка когда то доходила до Инзера, почти не осталось. Нам не удалось найти ни одной фотографии или достоверной публикации на эту тему. Только воспоминания старожилов, размещенные на местных, либо краеведческих сайтах. И даже несмтря на то, что сто стояла отличная погода, снимать в Инзере было почти нечего. Поселок весьма красивый, но к теме нашего фильма имеющий уже весьма косвенное отношение      читать дальше....





Почта: u-z-d@ya.ru